В Орловской области потребовали снизить плату за проживание в домах-интернатах

В Орловской области старики и инвалиды потребовали снизить плату за проживание в домах-интернатах, повышенную по решению областных властей. За них вступилась прокуратура.

Проживающие, так их называют, платят по договорам, заключенным с администрациями соцучреждений. Раньше у них взимали 75 процентов пенсии. Осенью прошлого года облуправление по тарифам, ссылаясь на ФЗ "Об основах соцобслуживания граждан в РФ", утвердило новые расценки на услуги каждого из соцучреждений. Так, для Ивановского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов тариф на 2018 год составляет 20 539,46 рубля в месяц. Если пенсия обитателя интерната не дотягивает до тарифа, разницу покрывает бюджет. Но, главное, теперь людям приходится платить 75 процентов не только с пенсии, но и всех социальных выплат.

— В декабре нас собрали и сказали, что надо заключить новые договоры, — рассказала корреспонденту "РГ" проживающая в Ивановском интернате инвалид Нина Текина. — Мы ничего не поняли. А теперь у нас берут 75 процентов среднедушевого дохода, включая ЕДВ. Как будто компенсация за утраченные руки и ноги — это наш заработок.

В Орловской области потребовали снизить плату за проживание в домах-интернатах

В январе Нина Ивановна после вычета из пенсии на руки получила 5314 рублей. В феврале ей осталось только 3827 рублей. Полторы тысячи как корова языком слизала. По местным меркам деньги огромные. К тому же старики, отказавшиеся от соцпакета, лекарства покупают за свой счет.

— Мы выполняем требования федерального закона. Получили разъяснение минтруда о том, что такое среднедушевой доход. Подсчитали его за 2017 год для каждого проживающего и заключили договоры на 2018 год, — объясняет директор Ивановского дома-интерната Дмитрий Кателкин.

Что будет со стариками, отказавшимися подписать договоры? Таких — несколько. "Насильно мы никого не держим", — ответил директор. Если не устраивают условия, то переезжай в другое место. А без договора жить нельзя.

Как и в других регионах (ситуация-то стандартная — по всей стране), старики из Болховского интерната обратились в прокуратуру. "Какое отношение к "среднедушевому доходу" имеют госвыплаты человеку, потерявшему здоровье и получившему группу инвалидности?" — просят разъяснить пенсионеры.

В прокуратуре Орловской области о проблеме не только знают, но и уже принимают меры. Проверка прошла в геронтологическом центре ветеранов войны и труда. Там тоже с 1 декабря 2017 года у обитателей стали удерживать 75 процентов с пенсии и всех пособий.

Стариков ввели в заблуждение, считают в прокуратуре. Им не рассказали о том, что последует повышение платы. Зато предупредили: откажетесь подписать договор — утратите право проживания и будете выселены, даже если нет другого жилья. А его нет ни у кого из проживающих. Как тут не поставить подпись?

— Было установлено, что у данных граждан отсутствовали свободное волеизъявление и согласие на удержание части ЕДВ и других пособий, — сказала "РГ" старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. — Директору центра было внесено представление об устранении нарушений. Ему напомнили о том, что согласно статье 178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана недействительной. Прокуратура имеет право подавать иски в суд в интересах пожилых людей и инвалидов. Представление возымело действие. В центре тут же расторгли договоры, а проживающим сделали перерасчет. В федеральном законодательстве нет четкого разъяснения о порядке взимания платы. Поэтому закон трактуют по-разному. Есть регионы, где в доход включают даже соцпакет.

Иного выхода, кроме как оспорить договоры в связи с введением в заблуждение, видимо, пока нет. Но вот незадача: несмотря на позицию прокуратуры, суды не на стороне стариков. Орловские дома-интернаты выиграли несколько исков у тех, кто отказался платить "лишнее". Суды не выясняли, под давлением подписывались договоры или добровольно, такой вопрос просто не ставился. Разговор короткий: подписал договор — изволь его исполнять.

На момент публикации областной департамент соцзащиты населения не ответил на вопросы, заданные "РГ". Однако практика уже говорит о том, что ответственность за рост платы чиновники переложили на руководителей интернатов. А те — на подчиненных. Так, в геронтологическом центре выговоры получили два сотрудника, оформлявшие договоры, но не директор.

Ивановский дом-интернат, видимо, тоже ожидает прокурорская проверка. "РГ" будет следить за ситуацией.

Официально

Условия предоставления социальных услуг ухудшены быть не могут

"РГ" обратилась за разъяснениями в Министерство труда и соцзащиты РФ. Вот что нам ответили

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" (далее — Федеральный закон N 442-ФЗ) порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается правительством РФ.

Необходимо отметить, что единых правил определения среднедушевого дохода в российском законодательстве нет. Для целей отдельных правоотношений устанавливаются самостоятельные (отдельные) правила подсчета такого дохода.

В сфере социального облуживания расчет среднедушевого дохода производится на дату обращения получателя социальных услуг в организацию, эти услуги предоставляющую. Этот порядок закреплен Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением правительства РФ от 18 октября 2014 г. N 1075.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством РФ, а также от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ. Подчеркнем: В Правилах не содержится положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, указанных в пункте 5.

Отсюда следует, что ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера и иные виды выплат, получаемых гражданами в связи с наличием у них определенного социального статуса, учитываются при расчете среднедушевого дохода в отношении получателей социальных услуг.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством ЕДВ учитываются также при подсчете доходов для назначения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, для оказания государственной социальной помощи, для назначения ежемесячных выплат семьям, имеющим детей, и т.д. То есть сама по себе возможность учитывать в расчете среднедушевых доходов ЕДВ не является исключительным порядком только для целей социального обслуживания.

Вместе с тем основная масса обращений граждан связана с изменением размера платы за предоставление социальных услуг.

Анализ правоприменительной практики показал, что в регионах не применяются должным образом положения статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ. Данная статья гарантирует получателям социальных услуг, правоотношения с которыми начались до вступления в силу Закона (то есть включительно по 31 декабря 2014 года), что вновь устанавливаемые размеры оплаты и условия предоставления социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с прежними (теми, что действовали на 31 декабря 2014 года).

Данная норма носит сохранный характер. Она указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 1 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер такой платы определяется исходя из объема услуги, периодичности, условий, сроков предоставления. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен.

Что касается формы сохранения размера платы — конкретная денежная сумма либо предельный процент платы — это может быть определено исходя из условий, указанных в договоре с данным гражданином, который действовал на 31 декабря 2014 года.

На сегодня существуют случаи, при которых регионами изменяются условия оплаты услуг гражданами, но при этом для граждан непосредственно объем услуг не изменяется. При выявлении фактов необоснованного изменения размера платы с регионами минтрудом принимаются меры по устранению таких нарушений.

От редакции

В разных регионах ситуация отличается. Где-то власти и директора соцучреждений учитывают, что условия договора с теми гражданами, кто поселился в соцучреждение до 2015 года, ухудшаться не должны. Где-то, невзирая на закон, "гребут" всех пенсионеров под одну гребенку. Прокуратура, в обязанности которой входит проверка исполнения законодательства, позицию свою обозначила, встав на сторону граждан. Но решения судов, тем не менее, как правило, не в их пользу. "РГ" будет следить за тем, как разрешится этот спор в итоге.

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.