Эксперты назвали некритичным отказ Maersk от отношений с «РусАлом»

Решение крупнейшего оператора контейнерных перевозок датской Moller Maersk отказаться от перевозки грузов, имеющих отношение к попавшим в SDN-лист компаниям или лицам, не приведет к застою значительных объемов продукции «РусАла» в портах, считают опрошенные «Интерфаксом» эксперты рынка транспортных услуг.

Доля контейнерных перевозок в экспорте «РусАла» невелика, и благодаря наличию развитой сети экспедиторов, в т.ч. в азиатском регионе, «РусАл» сможет взаимодействовать с ними вместо крупных международных игроков вроде Maersk. Тем не менее, разрыв с Maersk может привести к спорам по ряду товаров, перемещаемых в реальном времени, и к краткосрочному росту издержек.

Бойкот

В понедельник Maersk проинформировала клиентов о том, что не будет принимать платежи за перевозку грузов, имеющих отношение к подпавшим под американские санкции компаниям или физлицам, сообщило агентство Bloomberg.

По мнению опрошенных «Интерфаксом» участников российского рынка перевозок, Maersk перевозит относительно небольшие объемы экспортных и импортных грузов компаний, попавших в санкционный список.

Грузопотоки «РусАла»

Источники отмечают, что контейнеры — не главный способ транспортировки грузов «РусАла». Объем грузов «РусАла», перевозимых Maersk Line, составляет порядка 10 тыс. TEU алюминия в год. Кроме того, контейнерная линия перевозит автокомплектующие для заводов группы «ГАЗ» , речь идет примерно о годовом объеме 1 тыс. TEU. Основной объем глинозема и алюминия обрабатывается на специализированных терминалах навалочных грузов (преимущественно в Северо-Западном регионе РФ).

Контейнеризированный грузопоток алюминия на экспорт проходит через несколько терминалов портов Владивосток и Восточный, отмечают эксперты. Это связано с тем, что логистическая схема доставки строится по территориальному принципу — порты Дальнего Востока ближе к основным заводам «РусАла».

Как изменится география и схема перевозки контейнерных грузов «РусАла», источники оценить затруднились. «Сейчас груз стоит и ждет решения», — говорит собеседник агентства в экспедиторской компании, работающей с одним из заводов «РусАла». По его словам, скорее всего, будут меняться не схемы доставки, а цепочки посредников.

Отношения в контейнерном секторе

Прямые взаимоотношения между крупным грузоотправителем и транспортной компанией в контейнерном секторе — большая редкость, подтвердила участник и эксперт рынка транспортных услуг Мария Никитина, в 2007-2017 гг директор по транспорту и логистике «РусАла». «В основном рынок контейнерных перевозок обслуживается экспедиторами. Это сервисный B2B бизнес, характеризируемый небольшими персонифицированными объемами. На практике Maersk продает свои слоты и контейнеры в Россию, их покупает «Трансконтейнер» и экспедиторы, и с их помощью осуществляется доставка конечному потребителю. Maersk управляет судами, мощностями на этих судах, но не в состоянии координировать доставку груза всем адресатам», — говорит Никитина.

«Если у Maersk не будет с «РусАлом» финансовых взаимоотношений, это не значит, что Maersk не будет везти грузы «РусАла», — считает она.

«РусАл», по словам Никитиной, последнее время ориентировался на работу с крупным контейнерным бизнесом напрямую, отходя от традиционной модели взаимодействия на этом рынке. Теперь компании, скорее всего, придется вернуться к схеме перевозок с помощью экспедиторов. «Если это так, то, скорее всего, решение Maersk не несет «РусАлу» стратегической угрозы, хотя тактически это может быть проблематично для «РусАла», с учетом базовой доктрины компании работать напрямую с крупными провайдерами услуг. Не исключается временная неразбериха и некоторый краткосрочный рост издержек», — считает экс-директор «РусАла» по транспорту и логистике.

По ее мнению, Maersk вряд ли будет отслеживать и не допускать проникновение грузов «РусАла» в свои контейнеры. «Конечно, Maersk имеет общую информацию о содержимом и направлении груза, но до последнего бенефициара отследить всю цепочку — по-моему, это сложно. Предположение, что Maersk принял решение не допускать к перевозке грузы «РусАла», а не только исключить прямые договорные отношения, выглядит нереалистично», — говорит Никитина.

Профильные экспедиторы — небольшие локальные сервисные компании — вряд ли будут ориентироваться на риск вторичных санкций, считает она. «Кроме того, на азиатском направлении очень много транспортных компаний, которые предоставляют свои услуги наравне с Maersk и могут его заместить», — добавила она.

Могут возникнуть проблемы, что делать конкретно с тем или другим перемещаемым в реальном времени грузом, вокруг которого могут теоретически возникнуть споры или разногласия, признает бывший директор «РусАла» по транспорту и логистике. «В этом случае груз можно затарить/растарить, переместить в том числе в порту назначения», — сказала Никитина.

Получить комментарий Maersk Line пока не удалось.

Maersk Line — судоходное подразделение датской A.P. Moeller-Maersk A/S, мирового лидера в контейнерных перевозках и в управлении портами. Группе принадлежит 40 контейнерных терминалов по всему миру, также она владеет рядом крупнейших в мире судов-контейнеровозов.

Источник: www.interfax.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.