Россия не будет участвовать в пополнении капитала МБРР и IFC на $13 млрд

Отказ от участия в докапитализации Международного банка реконструкции и развития и Международной финансовой корпорации может привести в размытию российской доли в институтах

Комитет по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) на заседании в Вашингтоне согласовал пополнение капитала двух ключевых институтов группы ВБ — Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной финансовой корпорации (IFC) — в общей сложности на $13 млрд.

Россия решила не участвовать в нем. США отказались докапитализировать IFC, однако настояли на снижении доли в корпорации, считающейся блокирующей, чтобы избежать в результате размытия своей доли потери контроля в институте.

Акционеры группы Всемирного банка одобрили амбициозный пакет мер, который включает в себя не только увеличение оплаченного капитала, но и ряд внутренних реформ и политических мер, которые значительно укрепляют способность глобального института по борьбе с бедностью наращивать ресурсы и выполнять свою миссию в тех районах мира, которые нуждаются в наибольшей помощи, говорится в коммюнике по итогам заседания комитета.

Так, согласовано пополнение оплаченного капитала МБРР на $7,5 млрд, IFC — на $5,5 млрд. Помимо этого согласовано увеличение объявленного капитала МБРР на $52,6 млрд, этот капитал не вносится в виде денежных средств, а является гарантией того, что акционеры будут участвовать в спасении банка, если он не сможет выполнять свои обязательства. В результате менеджмент банка ожидает, что совокупный объем финансирования группы Всемирного банка достигнет в среднем $100 млрд в год в период с 2019 по 2030 годы.

«Благодаря историческому соглашению, одобренному сегодня, наши акционеры ясно продемонстрировали уверенность в международном сотрудничестве, и мы высоко ценим эту сильную поддержку со стороны наших стран — членов», — приводятся в сообщении слова президента группы Всемирного банка Джим Ен Кима.

Докапитализация МБРР

В части докапитализации МБРР было согласовано, что из $7,5 млрд в течение трёх лет будет перечислен трансферт в $4,5 млрд в Международную ассоциацию развития (International Development Association, IDA, входит в группу Всемирного банка), основными донорами которой выступают ключевые акционеры Всемирного банка — страны G7. Остальные $3 млрд пойдут на нужды самого банка.

Как отметил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, предложение России отказаться от практики трансфертов в IDA из капитала МБРР поддержано не было. «Наша позиция сводилась к тому, что банк есть банк и надо, чтобы у банка была мощная капитальная база, которая и позволит ему решать крупные задачи», — сказал он. По его словам, если в рамках последующих пополнений IDA практика трансфертов из МБРР сохранится, то через пять лет банк окажется в такой же ситуации с уровнем капитала как сейчас.

Говоря о сроках пополнения капитала банка, директор департамента международных финансовых отношений Минфина РФ Андрей Бокарев, отметил, что осенью резолюция вступит в силу и страны получат возможность подписываться на капитал. «Но эта подписка может долго осуществляться. У всех разные процедуры, в ряде стран они, в том числе, могут потребовать ратификационных процедур, прохождения через парламент», — сказал он.

Еще одним ключевым решением, одобренным комитетом, по словам Сторчака стало, решение ввести новые принципы кредитной политики банка. «Разработана и будет принята специальная формула, которая будет давать верхние лимиты обьемов кредитования, на которые может рассчитывать каждая страна. Это формула предполагает достаточно сильную градацию, вводится не единый подход ко всем странам, а в большей степени индивидуальный. Это как раз связано с тем, чтобы относительно небольшие ресурсы денежные сконцентрировать в тех странах, которые больше всего нуждаются. Сегодня очень многие управляющие именно в эту сторону говорили, например, постоянно назывались fragile states (государства с неустойчивой экономикой — ИФ)», — сказал он.

В первую очередь кредиты МБРР будут предоставляться нижнему сегменту стран со средним уровнем дохода по классификации Всемирного банка (lower-middle-income, с подушевым уровнем дохода от $1,006 до $3,955 в год).

По словам Бокарева, в значительном наращивании кредитов этим странам есть опасность перекоса, так как для этого придется сокращать реализацию проектов в странах, за счет которых Всемирный банк зарабатывает прибыль. «Чем больше банк будет уходить в кредитование подобных стран — никто не говорит, что там не нужно работать, но должен быть баланс — чем больше будет этот перекос, тем больше у банка будет проблем. Во-первых, их кредитовать нужно по меньшей ставке, во-вторых, есть риски дефолта и списания (долга — ИФ). Большинство этих стран — участники инициативы HIPC (инициатива по снижению задолженности беднейших стран — ИФ), которым списывали долги, в том числе, по линии Всемирного банка, IDA, и за это платили все акционеры», — отметил он.

Сторчак подчеркнул, что принимаемое решение — это «предтеча того, что очень скоро Китай и Индия выпадут из категории заемщиков Всемирного банка». Индия в настоящий момент является крупнейшим заёмщиком ВБ — на кредиты этой стране ежегодно приходится $2-4 млрд, Китай также получает порядка $2 млрд в год.

По словам замминистра, логика основного акционера ВБ понятна — страна, которая держит международные резервы в казначейских бумагах США, уже не является бедной и может фондироваться на рынках.

«Все правильно, но он же (МБРР — ИФ) банк, он же должен каким-то образом себя содержать, иметь ресурсы, чтобы субсидировать процентную ставку для совсем бедных стран, которые не могут и близко подойти к рынку. В этом глубокое противоречие, которые заложено в этой реформе. Но на неё идут сознательно. В конечном итоге совет директоров эту концепцию поддержал, поддержал предложение, чтобы IDA докапитализировать за счёт прибыли банка», — сказал он.

Докапитализация IFC

По IFC было принято принципиальное решение, что из ее прибыли в IDA трансфертов не будет. Однако одновременно было принято решение о том, что IFC должна нарастить свою долю участия в странах с низким уровнем дохода (low-income, со средним уровнем дохода на душу населения до $1,005 тыс. в год) . По словам С.Сторчака, доля таких стран в кредитном портфеле IFC составляет 26%, к 2030 году она должна увеличиться до 40%. Говоря о том, за счет снижения доли каких стран должна быть увеличена доля low-income, А.Бокарев отметил, что конкретные страны не озвучивались, «но совершенно очевидно, что придётся это делать за счёт стран с достаточно развитой устоявшейся экономикой».

При принятии решения о докапитализации IFC также были одобрены изменения в статьи соглашения, которые позволят не размыть долю США, отказавшихся участвовать в докапитализации. Так, по словам Сторчака, США удалось провести пакетное решение, которое затрагивает всю группу. «И из этого пакета, судя по всему, ничего нельзя убрать», — сказал он.

Так, США поставили условие, что они должны сохранить блокирующий пакет в IFC. Если они не участвуют в пополнении, то доля размывается, поэтому чтобы сохранить их блокирующий пакет предполагается внести изменение в статьи соглашения, при котором блокирующий пакет будет снижен с 20% до 15%. Без выполнения этого условия американская сторона намеревалась заблокировать решение о докапитализации. США — крупнейший акционер как IFC, так и МБРР с долей в голосах соответственно 20,99% и 15,98%.

«Основной посыл действующей администрации (США — ИФ) — страны, получающие американскую помощь как двустороннюю, так и многостороннюю, должны чётко поддерживать политические решения США. Если этот принцип не соблюдается, зачем платить. Это всегда было, но подспудно, не афишировалось, а сейчас это выведено на уровень официальной линии поведения», — отметил Сторчак.

Также предусматривается, что IFC будет сосредотачиваться на развитии национальных рынков стран — долгового, товарного, валютного и других.

«То есть это будет в значительной степени то, чем раньше IFC не занималась. У них был чистый бизнес, они входили в капитал тех или иных организаций или участвовали в каких-то проектах, сейчас у них появится направление, связанное с институциональным развитием, когда будут формироваться с теми или иными странами фонды, из которых будет поддерживаться развитие определенной инфраструктуры рынков», — пояснил Бокарев.

«Корпорация и замысливалась как элемент привития культуры рыночного классического бизнеса, поэтому дали возможность в IDA не вносить деньги, но одновременно войти в те страны, где рынки отсутствуют или неразвитые, чтобы она там этим занималась», — отметил С.Сторчак.

Без России

Россия приняла решение не участвовать в докапитализации Всемирного банка.

«Мы исходим из того, что не будем участвовать. Во-первых, мы не очень солидарны с тем, что IDA поддерживается на плаву за счёт прибыли, которую получает банк, а прибыль банка получается за счёт самых нуждающихся акционеров — заёмщиков. Мы считаем, что если уж такие большие развитые государства решают заниматься официальным содействием развитию, то есть ближайшее пополнение капитала IDA, давайте через этот механизм. Это наша официальная позиция», — пояснил Сторчак.

С другой стороны, на решение России повлияло прекращение работы банка по финансированию проектов в РФ. «История с запретом действий Всемирного банка на территории РФ известна. В этих условиях как мы можем агитировать руководство страны, идти в парламент с бюджетом или с ратификацией, что мы присоединяемся к пополнению капитала», — сказал он.

По словам Сторчака, отказ от участия в пополнении капитала МБРР и IFC может привести в размытию российской доли в этих институтах. «Да, может. Это счетная величина», — сказал он. Сейчас доля РФ в голосах IFC составляет 3,82%, в МБРР — 2,79%.

Ранее, в ходе ежегодных совещаний совета управляющих ВБ и МВФ в октябре 2017 года, глава Минэкономразвития Максим Орешкин, который является управляющим от РФ в МБРР, увязал участие России в докапитализации банка с решением вопроса о доступности кредитных ресурсов института для РФ.

«Либо мы сотрудничаем и не происходит дискриминации, тогда мы участвуем и в увеличении капитала, а если нас дискриминируют с одной стороны, то сложно будет объяснить населению России, почему мы должны вносить деньги в капитал банка, если он с нами не работает и нас дискриминируют», — сказал, в частности, он. Новые проекты самого ВБ в РФ стали редкостью задолго до 2014 года, так как в них по мере улучшения бюджетной ситуации перестала нуждаться сама Россия. Однако компании и банки активно привлекали финансирование инвестиционного подразделения группы — IFC, причём как долговое, так и акционерное. IFC в 2014 году перестала выносить российские проекты на совет и вскоре перестала финансировать в РФ.

Источник: www.interfax.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.