Из Самары стартовала арктическая кругосветка на самолетах-амфибиях

Утром во вторник, 3 июля, из Самары стартовала арктическая авиаэкспедиция.

Накануне старта корреспондент "РГ" пообщался с пилотами-исследователями. Экспедиция, в которой принимают участие семеро летчиков (один из них француз, остальные — россияне), была задумана энтузиастами неба еще несколько лет тому назад. По словам одного из участников перелета космонавта-исследователя, Героя Советского Союза, члена-корреспондент РАН Олега Атькова, идея кругосветки над Арктикой получила поддержку в администрации президента России, в МИДе и Минтрансе РФ. "Мы, волонтеры, чувствовали, что не одни, чувствовали за собой дыхание страны", — признался Олег Атьков.

И вот сегодня в небо наконец-то поднялись три самолета-амфибии российского производства. Им предстоит преодолеть порядка 11 тысяч морских миль или 20 тысяч километров. Экспедиция пройдет сначала над российской территорией. После Тикси летчики выйдут на Северный Ледовитый океан и далее полетят вдоль берега до мыса Шмидта и бухты Провидения. Затем маршрут пролегает через Аляску, Канаду, Гренландию, Исландию, Великобританию, Норвегию, Швецию и Финляндию. Вернутся в Самару самолеты через Великий Новгород, Ярославль и Чебоксары. Планируется около 50 остановок и посадок за время перелета. Кругосветка займет примерно полтора месяца.

У экспедиции, проходящей под лозунгом "Север ваш", сразу несколько целей. Во время перелета пилоты проведут различные климатические и медико-биологические исследования.

— Программа касается северных территорий, нельзя сказать, чтобы они были хорошо освоены людьми. Нам предстоит на себе испытать, как обычный человек, обитающий в Средней полосе, приспособится к экстремальным условиям Полярного круга. Мы привыкли к двухфазному дню, а там сейчас солнце не заходит, это будет сбивать привычный циркадный ритм. Плюс постоянные перелеты в укороченное время по часовым поясам, разные температурные режимы. В Самаре +37, а на севере нас ждет -20. Одним словом это будет эксперимент на самих себе. К слову, троим из нас уже за 60 лет, но мы работаем на будущее, ведь Север — наш, и мы должны доказать, что он нам по силам, — с улыбкой рассказал научный руководитель экспедиции Олег Атьков.

Самый молодой участник перелета директор АОПА России, пилот Андрей Иванов пояснил, что кругосветка необходима также для разработки будущих маршрутов авиационного туризма по российскому Северу. "Сначала туда прилетим мы, потом другие пилоты, затем они вернутся с семьями и наконец туристические группы", — нарисовал перспективы летчик.

Также экипажам предстоит испытать технику российского производства. Специально для проекта были построены уникальные самолеты-амфибии: два самолета LA-8 с удлиненными крыльями, рассчитанные на восемь посадочных мест, общий вес груза — до 2,6 тонны и один "Борей" (два кресла, общий вес груза — до 700 килограмм).

Самолеты полетят со скоростью около 200 километров в час на высоте до трех тысяч километров. Как пояснил руководитель экспедиции, летчик-космонавт, Герой России Валерий Токарев, "важно понять, в каком состоянии находится наша планета реально, фактически, не с космических высот". Участники перелета будут зондировать землю с малых высот, а также исследовать атмосферу и льды и воды океана.

Кроме того, рассказал еще один участник арктической кругосветки, председатель совета НПО "Аэроволга", доктор наук, пилот-спортсмен Сергей Алафинов, эта экспедиция станет "легкой прогулкой" перед куда более тяжелым перелетом. В будущем пилоты планируют преодолеть 80 тысяч морских миль, чтобы долететь до Антарктиды.

— Придется висеть над океаном по 12-16 часов. Но российская нога уже не раз ступала на льды Антарктиды, так что мы уверены в результате, — поделился планами энтузиастов Сергей Алафинов.

Общество Экология В регионах

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.