Российский космический грузовик «Прогресс» установил рекорд скорости

10 июля впервые российский космический грузовик «Прогресс МС-09», стартовав с Байконура, долетел до МКС за три часа сорок минут. Баллистикам удалось реализовать сверхкороткую схему сближения и стыковки со станцией. Для наглядности: примерно столько идет «Сапсан» из Москвы в Питер.

При стыковке с МКС все, как и планировалось, сделала автоматика. Теперь по такой же схеме (два витка вокруг Земли) могут полететь и пилотируемые "Союзы". Но все-таки для "пилотников" решение будет после еще двух-трех подобных тестов.

Полет по короткой схеме имеет ряд неоспоримых преимуществ. Так, для экипажа сокращается рабочий день, и без того очень напряженный, в небольшом объеме корабля "Союз". Скоропортящиеся грузы, те же биоматериалы для экспериментов также летят во "временном комфорте". Да и вообще это хороший задел для будущих пилотируемых программ, в том числе лунных, когда миссии будут осуществляться по двухпусковым или многопусковым схемам.

Напомним: прежде рекорд составлял 5 часов 39 минут. Или четыре витка. Пять лет назад космонавты Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также астронавт НАСА Кристофер Кэссиди первыми опробовали полет к МКС по короткой схеме. Тогда "Союз" пристыковался к станции спустя всего шесть часов после старта. Академик РАН Анатолий Григорьев рассказывал "РГ": поскольку "экспериментаторы" стартовали ночью, было принято решение для них сутки "перевернуть". То есть для экипажа сознательно поменяли биологический ритм. И это оправдало себя. "Экономится полутора суток. А это дорогого стоит" — говорил ученый.

Традиционной считается траектория, по которой корабль делает 34 витка и добирается до станции чуть более чем за двое суток. В перспективе специалисты Роскосмоса не исключают возможность отправлять космические корабли к МКС по одновитковой схеме — за 1,5 часа,

"Прогресс" доставил на орбиту 2,5 тонны грузов, в том числе "умный" скафандр нового поколения "Орлан-МКС". Два таких уже используются на орбите.

Между тем

Между тем, у экипажа МКС появился новый помощник — робот CIMON, которого еще раньше доставил на орбиту американский грузовик Dragon.

Имя киберкосмонавта расшифровывается как "мобильный интерактивный напарник для команды" (Crew Interactive MObile CompanioN). У "парня", сделанного инженерами из Airbus и IBM по технологии 3D-печати из пластика и металла, есть и лицо, и голос: в базу закачана тысяча фраз для общения. А еще есть моторы и пропеллеры — чтобы передвигаться по станции.

Это далеко не первый кибер, который прописался на МКС. Среди "старожилов" и американский робот-андроид Robonaut R2 и японский робот-кукла Kirobo. Какие основные требования предъявляются к механическим космонавтам? Главное — безопасность. То есть действия роботов не должны привести к аварийным или нештатным ситуациям. Второе — это эффективный функционал робота. И третье — его высокая надежность и стойкость к вредным факторам космоса. Уже сейчас CIMON оснащен системой раннего предупреждения о технических неполадках. А в перспективе его версии могут включать в себя лазерные указатели, механические руки. Робот будет не только страховать астронавтов при выполнении всякой "рутины", но и самостоятельно предлагать решения поставленных задач. Это очень важно, учитывая перспективу полетов на Луну или Марс.

Российский космический грузовик "Прогресс" установил рекорд скорости Общество Космос

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.