Тульские дайверы отправятся в Крым за линкором «Святой Александр»

Тульские дайверы отправляются в подводно-археологическую экспедицию в Крым, чтобы исследовать место крушения линкора «Святой Александр», рассказал «РГ» руководитель экспедиции Олег Золотарев.

"Святой Александр" — единственный российский линейный корабль XVIII века, затонувший в Черном море. Построенный в 1786 году линкор погиб в первом же плавании, разбившись о камни в районе мыса Тарханкут на западном побережье Крыма. Интерес к этому событию возник у туляков не случайно: по словам Олега Золотарева, в те времена все абордажное оружие для военно-морского флота делалось в Туле. В военно-морском архиве сохранились заказы и ведомости по их оплате. Нашли гравюру, изображавшую гибель корабля, установили примерное место крушения. В ходе первой экспедиции в 2005 году нашли обломки корабля. И с тех пор тульские археологи исследуют это место.

— Не отпускает нас этот корабль, — смеется Золотарев. — Понимаете, до сих пор это была, можно сказать, разведка. В этом году у нас появился гидролокатор, так что теперь только начинаются настоящие исследования.

В 2018 году стартовал проект "География тульского металла", приуроченный к 380-летию отечественной черной металлургии. А первые российские железоделательные заводы появились в Туле. Так что находки со дна Черного моря имеют прямое отношение к городу оружейников.

Исследователи уже подняли со дна моря на месте затонувшего корабля тульский пистолет, части мушкетонов, сабель, детали крепежа. В прошлом году был найден запорный кран с камбуза — он похож на кран от очень большого самовара. Пока обнаружена примерно треть лайнера — его носовая часть. Олег Золотарев считает, что в дальнейшем их ожидают весьма интересные находки.

— Обстановка все время меняется. Так, после шторма размыло песок, и показался остов корабля. Но нам уже пора было уезжать — мы же работаем на общественных началах в свои отпуска. А потом прошли осенние шторма, и все опять занесло.

Экспедиция проводится аквалангистами тульского городского клуба "Нептун", общественной организацией "Экспедиция морских подводных исследований" и тульским отделением Русского географического общества. Научное руководство за археологом, сотрудником Института Востоковедения РАН Виктором Лебединским. Все прошлые находки хранятся в Тульском морском музее, а все будущие туляки намерены передать в военно-морской музей в Севастополе "Михайловская батарея".

Руководитель экспедиции Олег Золотарев мечтает о магнитометре — ведь на "Святом Александре" было только чугунного балласта 250 тонн: "С ним мы могли исследовать всю бухту. Может, нашли бы и более древние корабли", — поделился Золотарев. Наглядное свидетельство того, что корабли терпели крушения у коварных подводных скал мыса Тарханкут, — выступающая из воду корма сирийского сухогруза, затонувшего несколько лет назад.

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.