В Севастополе рассказали неизвестную историю авиагруппы МАОН

Летчики Московской авиагруппы особого назначения (МАОН) в годы Великой Отечественной войны доставляли боеприпасы, топливо и продовольствие в самые горячие точки фронта, под носом у врага вывозили раненых, спасали из оцепления бойцов и командиров, под покровом ночи снабжали крымских и белорусских партизан. В 1943 году оказались с секретной миссией в Великобритании, чтобы доставить в СССР военно-транспортные самолеты «Албемарл».

В Севастополе рассказали неизвестную историю авиагруппы МАОН

Презентацию книги о своем деде, командире экипажа МАОН Петре Ивановиче Колесникове, и его сослуживцах Анна Белорусова решила провести в Севастополе в начале июля, спустя 76 лет после окончания второй героической обороны города, в которой "летчики особого назначения" сыграли свою роль.

— О своем деде я ничего не знала. Он умер в 1948 году в возрасте 42 лет, моей маме тогда было 13. Все, что осталось, — ее детские воспоминания, — рассказывает внучка пилота. — Она помнила тихий разговор родителей на кухне. В одну из коротких побывок дед рассказывал о каком-то мысе, который был сплошь покрыт ранеными. Его самолет, переполненный людьми, должен был взлетать. Внизу шла борьба за жизнь — люди карабкались на шасси, на плоскости. Думаю, это одно из самых страшных его воспоминаний о войне. Чтобы взлететь, ему пришлось заводить двигатель и работать закрылками, чтобы стряхнуть людей, которые были обречены. Это врезалось в память моей мамы, хоть она и не знала, где это было. Когда я изучала архивы, вспышки этих детских воспоминаний стали в точности сходиться с документами.

Севастопольская операция МАОН длилась с 21 июня по 1 июля 1942 года. Экипажи вылетали по ночам с аэродромов в Краснодаре и станице Кореновской. За 10 дней они выполнили 229 вылетов на мыс Херсонес, доставили 218 тонн боеприпасов и продовольствия, вывезли более 2000 человек — раненых, летный состав, а в ночь с 30 июня на 1 июля эвакуировали командование ЧФ и Севастопольского оборонительного района. Все это под постоянными обстрелами немцев, которые к тому моменту подошли вплотную к мысу Херсонес.

— Я прочитала огромное количество боевых донесений летчиков, — делится автор книги. — И знаете, какое там самое ходовое слово? "Нормально". В этих документах изложены просто немыслимые обстоятельства. Самолеты держались в воздухе с пробитым фюзеляжем, имея 30 пробоин в одной плоскости, отказывало оборудование. А в конце: "Задание выполнено, посадка произведена нормально".

— Группа была инструментом Ставки, ее перекидывали всегда на главные направления, — говорит внук командира МАОН Вениамина Короткова Олег Шевцов. — Они перевозили снаряды, а на обратном пути забирали раненых. Это был стратегический ресурс последней надежды. Вывод группы генерала Белова из-под Вязьмы, первые дни блокады Ленинграда, оборона Севастополя — там, где никто другой уже помочь не мог.

Он вспоминает: дед был немногословен и никогда не рассказывал о войне и своей роли в ней. В семье сохранилось несколько фотографий, личные вещи и главная реликвия — летный костюм. Как выяснилось, меховые штаны, куртку с капюшоном лимонного цвета и унты Короткову и другим советским летчикам выдали в Шотландии.

— В воспоминаниях мамы был один очень странный эпизод: якобы дед во время войны оказался в Великобритании, откуда забирал боевые самолеты, — рассказывает Анна Белорусова. — И мама помнила историю, что однажды он гулял по лесу и нашел белые грибы. Принес их английской хозяйке, а та пришла в ужас, считала их ядовитыми. Но дед поджарил их и приготовил настоящий русский ужин.

Именно с этого случая Анна начала распутывать историю МАОН. Пять лет назад, благодаря друзьям, она попала в национальный архив в Лондоне и увидела фамилию своего деда и других советских летчиков в составе 35 отряда королевских ВВС. А затем узнала детали суперсекретной советско-британской операции по доставке самолетов "Албемарл". 11-часовой беспосадочный ночной перелет проходил над Северным морем, оккупированной Норвегией, Швецией и Балтикой. С таким заданием могли справиться только лучшие летчики. Экипажи МАОН направили на аэродром Эррол в Шотландию, чтобы пройти там подготовку и перегнать машины во "Внуково". При участии внучки пилота в Эрроле создали музейную экспозицию и открыли памятную доску на аэродроме.

Общество История Культура Литература В регионах

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.