Под Калугой воссоздали легендарную битву

Девушка в полотняном платье с вышивкой по подолу и рукавам уверенно шла вдоль берега Угры. Если бы не современный удобный рюкзачок за спиной да короткая стрижка, можно было бы подумать о машине времени. Остановились спросить дорогу, предложили подвезти, разговорились. Оказалось, что московская школьница приехала посмотреть на красочное шоу, а в такой одежде потому, что «костюм нравится носить».

Под Калугой воссоздали легендарную битву

— Интересно, как может выглядеть реконструкция "стояния"? Ведь боя не было — постояли два войска на разных берегах реки и разошлись…

— Что вы! Там было много жарких стычек! Стояние — это последний аккорд, — такой была первая лекция на тему исторической битвы, произошедшей в этих местах осенью 1480 года. Оказалось, что наша знакомая одиннадцатиклассница Мира-Вишня Шишова отечественную историю знала куда лучше многих взрослых и вроде образованных людей.

В гостях у врага

Место для военно-исторического фестиваля "Стояние на Угре" выбрано замечательно. Широкая пойма в излучине реки — огромная сцена, а крутой берег — естественный амфитеатр. Зрители удобно расположились прямо на траве.

Слева "сцены" — шатры русского стана, справа — ордынцев. "Битва" еще не началась, будущие "враги" ходят друг к другу в гости, проверяют амуницию, обсуждают детали. Завтракают — в русском стане на столах каша, в ордынском едят арбузы. Вживаются в образ, должно быть. Более двух десятков всадников на красивых выученных конях то с брызгами скачут по мелководью, то репетируют перестроения.

Зрители занимают места в "амфитеатре". На небольшой сцене наверху фольклорные коллективы создают настроение. Кто-то из гостей спешит перекусить до начала спектакля в шатрах, раскинутых на поле, кто-то увлеченно рассматривает изделия народных мастеров и со знанием дела обсуждает "ведическую культуру". Небольшой дождик, попытавшийся было внести коррективы в праздник, никого не отпугнул.

— Этот фестиваль проводится третий год. И мы с удовольствием принимаем в нем участие, — рассказал "РГ" руководитель клуба "Русская крепость" Геннадий Саблин.

Стояние на реке Угре в 1480 году положило конец татаро-монгольскому игу на Руси

Высокий, статный, с улыбкой в добрых глазах — сам, если не князь, то вполне узнаваемый богатырь. Сетует, что немногие клубы соглашаются ехать на этот фестиваль. Причина — нет серьезной спортивной составляющей. Ведь шоу для туристов — это всего лишь добавка к боевому состязанию реконструкторов. Ради этого не каждый клуб согласится ехать за сотни километров. Тем не менее фестиваль на Угре собрал клубы не только Калужской, но и соседних областей — Брянской и Орловской.

"Спецназ" из прошлого

— Это заблуждение, что здесь совсем не было битвы, — вторую лекцию о событии читает нам Геннадий Саблин. — В разных местах засечной черты были кровопролитные бои — ордынцам не давали перейти реку. Эту войну вел сын Ивана третьего — Иван младой. Он применил несколько новых для того времени тактических приемов. Так, в какой-то момент он отправил в тыл противнику "спецназ", и врагу пришлось вести бои на два фронта. Если осажденную крепость не взяли — кто победитель? Согласитесь, защитники крепости. Вот и здесь — враги так и не смогли перейти через Угру, ни в каком месте.

Тем временем бойцы облачались в доспехи. Доспех конного воина весит около 40 килограммов. Ребята смеются: и через пятьсот лет у современного спецназовца полная выкладка весит столько же. Кстати, контрактники в те времена тоже были — воину на коне платили из казны за участие в битве.

Начало примирения

Чуть выше лагеря пушкари готовили к бою свои орудия. По словам участника реконструкции Сергея Солдатенко, сделавшего точные копии того самого первого отечественного огнестрельного оружия, именно пушки обеспечили россиянам победу в той битве. У ордынцев на тот момент были только стрелы со значительно меньшей дальностью боя.

В то время у наших уже появились пушки. Они были ручные и наземные. Их заряжали чугунными ядрами или картечью — камешками и другими "поражающими элементами", — рассказывает Сергей и демонстрирует, как эти пушечки заряжали, куда насыпали порох, как поджигали с помощью специального фитиля, закрепленного на секире. — Хочется показать, что история есть. И славная у нас история.

А Геннадий Саблин, в свою очередь, добавляет, что стояние на Угре можно рассматривать и как начало примирения, будущего объединения наших народов. Тогда они стояли здесь друг напротив друга, в полной готовности убивать. И разошлись. А спустя пятьсот лет стояли уже вместе против другого страшного врага.

Свидетельство другой войны — здесь же. Подход к броду перерезает противотанковый ров, а на высоком берегу Угры — окопы. Заросшие травой, но все еще заметные…

Завершился фестиваль красочным шоу. На русскую деревню нападали враги и уводили женщин в полон. Полонянок сажали в ладью для продажи в персидские гаремы. И конница вырывалась из кустов, и пушки стреляли, от чего черный дым поднимался до небес. И дети вздрагивали, и женщины в "зрительном зале" инстинктивно прижимали их к себе. И вновь река Угра, которую с тех пор зовут "поясом Богородицы", защитила.

Общество История В регионах

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.