Названы самые популярные специальности белгородских вузов

Первый месяц приемной кампании в вузы и ссузы отразил новые тенденции на рынке труда. Появилась возможность оценить востребованность рабочих профессий и популярность специальностей из списка топ-50. Обозначилось стремление молодых людей освоить как можно больше навыков за короткий срок и получить специальность, которая будет нужна в различных отраслях, а то и на их стыке. Как выбирает учебное заведение и факультет нынешний абитуриент, разбиралась собкор «РГ».

Названы самые популярные специальности белгородских вузов

Мы — просто космос

Приемные комиссии еще продолжают работать, однако, как отмечают в учебных заведениях, основная часть абитуриентов уже принесла документы. Большинство вузов и ссузов уже показали рейтинги поступающих, а также обнародовали данные о конкурсе на самые популярные специальности.

Так, в Белгородском госуниверситете удивили данными о 150 претендентах на одно место по специальности "педиатрия" в медицинском институте. 54 заявления подали желающие получить специальность "медиакоммуникации". Популярно также "государственное и муниципальное управление" — 45 человек на место, "стоматология" — 44 заявления, и — совсем неожиданно — "история" — 42 претендента на бюджетное место.

В Белгородском технологическом университете имени Шухова наиболее востребованными по традиции остаются "архитектура", "машиностроение", "управление качеством", "прикладная информатика". Самый низкий конкурс здесь — это 2,5 человека на место, как правило, это узкие и сложные направления подготовки, самый высокий — 30 заявлений на место.

Ректор вуза Сергей Глаголев отмечает, что направления подготовки по IT-отраслям и смежным с ними набирают все большую популярность. К примеру, востребованными остаются специальности, связанные с космическими технологиями. В целом же нынешний абитуриент весьма разборчив, а эта приемная кампания, по словам ректора, совершенно не похожа на предыдущие. К вузу предъявляются новые требования: позволит ли университет получить рабочую профессию, сколько времени займет практика, на базе какого предприятия она пройдет — вчерашние школьники задают эти и множество других неожиданных вопросов.

Впрочем, в регионе уже несколько лет приемные кампании проходят несколько иначе, чем у соседей. Дело в том, что здесь приобрели популярность не только высшие, но и средние специальные учебные заведения с их ориентиром на конкретного работодателя. Вчерашние школьники перестали стремиться в вузы, поняв, что на рынке труда нужен не диплом, а реальные навыки и знания. В результате сегодня в ссузах отмечают небывалый конкурс.

Белгородский индустриальный колледж, куда стремятся поступить отличники, показал рейтинг потенциальных студентов с конкурсом до четырех человек на место на перспективные специальности, связанным с робототехникой, аддитивными технологиями и прочими новыми отраслями. Прием после девятого класса в большинство техникумов и колледжей избавляет школьников от ЕГЭ, и это тоже дает свои плоды: в 10 класс — особенно в сельской местности — идут единицы. Все остальные обсуждают, какой ссуз выбрать, — и множат копии документов.

Время каменщиков и трактористов

— У нас самыми популярными, как и прежде, являются направления подготовки трактористов-машинистов и поваров, — рассказывает директор Шебекинского агротехнического ремесленного техникума Елена Гиль. — "Эксплуатация сельскохозяйственных машин", куда как раз входят первые специальности, попала в топ-50, и это, конечно, сыграло свою роль. Однако в основном вчерашние школьники ориентируются на работодателя — в нашем случае это крупный аграрный холдинг, смотрят, где и кем смогут работать, и уже потом решают, чему учиться.

Поспевать за динамичным рынком труда образовательным учреждениям нелегко, однако это все же удается. Так, в технологическом университете начинают подготовку по тем рабочим профессиям, которым до этого еще нигде не обучали.

"Бизнескапитаны" с третьего курса станут заниматься предпринимательской деятельностью

— Это специальности "архитектура" и "строительство многоквартирных домов", — поясняет проректор вуза Николай Шаповалов. — В сегменте среднего профессионального образования в учебных заведениях ЦФО таких специалистов нигде не готовят, и мы намерены занять эту нишу.

На вопрос о том, зачем будущему архитектору иметь базовые строительные навыки, в вузе отвечают словами тех же абитуриентов: чтобы понимать, как кирпичи кладутся. Набирать таких студентов будут и после девятого, и после 11-го классов, а сами отделения станут своего рода связующим звеном между школой и университетом. Ориентация будущих студентов на получение рабочей специальности очевидна, и, по словам Николая Шаталова, эта мотивация понятна: таких работников на рынке не хватает, и об этом сегодня знает каждый. К тому же чем больше навыков и знаний человек получит за годы учебы — тем выше его конкурентоспособность в будущем. Примечательно, что даже платная форма обучения этим программам вчерашних школьников, а точнее — их родителей, совсем не пугает. Такие траты — инвестиции в будущее детей: была бы специальность стоящая. Цифры это подтверждают. Конкурс на коммерческое отделение в Белгородском госуниверситете на "географию" составляет 16 человек на место, на "фундаментальную информатику и информационные технологии" и "прикладную информатику" — 14, на "государственное и муниципальное управление", "биотехнологию" — 12.

Капитаны и спецназ

В вузах отмечают, что абитуриент стал более чутким и улавливает малейшие изменения на рынке труда: стали появляться в области фармацевтические компании — конкурс по специальностям для них сразу вырос. И все же в учебных заведениях продолжают борьбу за умных ребят. Так, в вузы уже не принимают документы "троечников" по ЕГЭ, "высокобалльникам" выплачивают хорошую стипендию — по 20 тысяч в месяц, а "платникам" за отличную учебу делают скидки.

Ректор БГТУ Сергей Глаголев отмечает, что стратегия привлечения лучших будет работать и в отношении отбора на рабочие специальности — в том числе и для ребят из других регионов. Руководитель Белгородского госуниверситета Олег Полухин, в свою очередь, подчеркивает: если вузу есть что предложить — то нужно не просто стараться понравиться самым умным абитуриентам, а возможно, и "вырастить" их.

— Для этого мы создали инжиниринговую школу, — поясняет Полухин. — Мы, конечно, преследуем и свою, корыстную цель — составить банк данных одаренных детей и понравиться им.

По словам ректора, именно эти дети в будущем могут стать студентами двух новых факультетов — "бизнескапитаны" и "инженерный спецназ". Пока эти направления подготовки только формируются, но уже известно, что это будут не просто выпускники с дипломом.

— "Бизнескапитаны" с третьего курса станут заниматься предпринимательской деятельностью, — уточняет Олег Полухин. — Рассчитываем на студентов с инновационным мышлением. А выпускаться будут с готовым бизнесом. Мы планируем ежегодно набирать сто человек на этот факультет и еще сто — на факультет инженерного спецназа. Обучение, отлично от тех программ, которые традиционно используют для айтишников. Так, студенты будут изучать психологию — ведь они готовятся стать управленцами. Помимо этого, единоборства, чтобы закалять свой характер.

Предусмотрены курсы углубленного изучения основ программирования, которые позволят им становиться лучшими в своей отрасли: они будут способны решать инженерные задачи любой сложности. Как и положено спецназу.

Смотрят не в диплом

Конечно, в дипломе выпускника этого факультета будет привычная формулировка "Инженер", однако, как отметил ректор вуза, — работодатель сегодня тоже не тот, что раньше.

— На предприятии никто не смотрит в диплом, — уверен Олег Полухин. — Они тестируют, проверяют выпускника, принимают его на испытательный срок. И наша задача — подготовить специалиста так, чтобы он все это выдержал, а предприятию принес пользу.

Первый заместитель генерального директора — главный инженер ПАО "МРСК Центра" — управляющей организации ПАО "МРСК Центра и Приволжья" Александр Пилюгин отмечает, что важны и базовые навыки, и такие человеческие качества, как, например, способность к самоотдаче.

— Какие бы "цифровые" кадры ни пришли в нашу отрасль, они должны понимать, как работает трансформатор. А то некоторые инженеры знают, что такое биткоины и криптовалюта, — но не законы физики, — сетует он. — И хорошо, что сейчас даже в районных сетях работают люди с высокой квалификацией. У меня был случай: парня перевели из районных сетей в службу диагностики в районный центр, а он просится назад: мол, как же там без него. Это дорогого стоит.

Елена Гиль, в свою очередь, отмечает: работодатель сегодня так заинтересован в кадрах, что профориентацию начинает проводить уже даже не в школе, а в старших группах детского сада.

— Недавно были на одном таком мероприятии — там детям показывали тренажеры, на которых студенты учатся тракторами управлять, — рассказала она. — Вы не представляете, какой восторг это вызвало у малышни, и представители компании остались довольны.

Общество Образование В регионах

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.