В Прикамье прошел пробег старинных автомобилей

Большая любовь и даже, пожалуй, страсть коллекционера и директора музея «Ретрогараж» Александра Черепанова — автомобили. Отечественные и зарубежные, дорогие и среднего класса, новые и старые. Впрочем, слово «старые» в среде людей, увлеченных автомобильной тематикой прошлых лет, лучше не использовать. Не старые, а ретро!

 В Прикамье прошел пробег старинных автомобилей

Эти машинки действительно нельзя назвать старыми. Выглядят они так, будто только что сошли с конвейера. А то и лучше. Потому что каждая из них обласкана персонально: идеально вымыта, до блеска отполирована. Все важные механические узлы прошли через умелые руки автослесарей и самих владельцев авто. За некоторыми из деталей — будь это ручка от двери, зеркало заднего вида или радиола — тянется целая история: как ее "доставали", реставрировали, какие связи и знакомства были при этом задействованы.

Пробег с исторической миссией

Поводом для встречи с коллекционером стал ретропробег, состоявшийся в Перми неделю назад. За три дня владельцы старинных авто проехали по маршруту Пермь-Очер-Чайковский-Чернушка-Оса-Пермь, преодолев более 700 километров пути. И где бы они ни останавливались, везде собиралось немалое количество зрителей.

— Интересно посмотреть, на чем ездили наши отцы и деды, — говорит Светлана Говоркова из Чайковского. — Мои дети в восторге от того, что можно внутрь попасть и все потрогать, посидеть на водительском или пассажирском месте и почувствовать вкус того времени.

Сфотографироваться в машинах советского автопрома норовят не только дети, но и взрослые. Пока папы общаются с водителями и обсуждают всевозможные технические подробности, дети успевают заглянуть практически в каждую дырку, попробовать на прочность отдельные детали и конструкцию в целом.

— Когда много зрителей — это очень здорово, — говорит Александр Черепанов. — Ежегодно мероприятиями музея и автопробегами мы охватываем более 100 тысяч жителей края. И особенно приятно, когда к нам приходят семьями. Это вообще наша главная "фишка" — общение поколений. И особенно приятно, что общей темой становятся автомобили.

Любить больше, чем женщину

Владельцы ретроавтомобилей — особые люди. Что заставляет их тратить уйму сил, времени и денег, чтобы давнего года машинка блистала как новенькая, а на трассе показывала те рекорды, которые производитель в нее даже и не закладывал?

— Чтобы этим заниматься, нужно быть "сдвинутым", — говорит один из них, 59-летний предприниматель Александр. — Нужно любить технику больше всего на свете, даже больше женщин.

Он знает, о чем говорит. Сегодня у него две раритетные машины: ГАЗ-14 "Чайка" 1988 года выпуска и ГАЗ-21?1968 года выпуска. Обе машины в прекрасном состоянии. Единственное, что "Чайку" пришлось слегка обновить — хозяин умело отполировал ее до идеального состояния. И теперь она регулярно занимает первые места на специализированных выставках.

Коллекционер Андрей Ажмяков, как и большинство его коллег, приобретал свой ГАЗ-21 не для постоянного использования, а просто для удовольствия. И ухаживает сейчас за ним как за любимой женщиной. Вместе с другом поменял обивку салона, сделал ее кожаной. Ездит на своей "Волге" только по городскому асфальту, а зимой не ездит — бережет в гараже.

— О такой машине я с детства мечтал, — говорит он. — Поэтому и отношусь к ней по-особому. Просто жаль портить хорошую вещь. Я даже в дождь стараюсь не ездить, а у нас еще и дороги солью посыпают.

Благодаря такому слегка фанатичному отношению на дорогах Прикамья время от времени можно увидеть "уходящую натуру".

Автомобиль — свидетельство времени

— На мой взгляд, ретроавтомобиль дает уникальную возможность почувствовать время, которого уже нет, — говорит Александр Черепанов. — Поэтому организуем подобные вылазки на дороги Прикамья. В прошлом году мы совершали автопробег в сторону Чусового и Соликамска, заезжали в Губаху, Кизел, Березники, Усолье. В этот раз отправились в другую сторону — на юг Прикамья, сделав упор на посещение исторических мест, старинных, как Оса, или совсем молодых, как Чайковский, городов.

Все участники пробега в своем роде пропагандисты советского автопрома. А тот факт, что машины, собранные в те времена, до сих пор на ходу — главное доказательство того, что не все было плохо, как иногда представляют. Сделано так, что работает и спустя много лет.

— В советских автомобилях мне нравится их эстетика: хромированные ручки, минимум деталей, — говорит 33-летний предприниматель Илья. — Да, по современным меркам в моей машине, ВАЗ-2101?88-го года выпуска, довольно слабенький мотор, дисковые тормоза, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами. А в 70-м году она была лучшим достижением, самой передовой новинкой. Интересно, что за пятьдесят лет она почти не постарела.

Патриотизм — это конкретное дело

И еще пара слов о советском автопроме. Его принято ругать и хаять. Но Александр Черепанов с такой позицией совершенно не согласен.

— Советские автомобили знал весь мир, — говорит он. — На Брюссельской ярмарке 1958 года ГАЗ-21 "Волга" получила Гран-при. А грузовик "Урал" — золото Лейпцигской ярмарки-1969. Считаю, мы вообще должны гордиться нашим автопромом тех лет. Судите сами: после окончания Второй мировой войны ни одно государство не выпустило новой гражданской модели автомобиля — у стран не было ресурсов для этого. А в СССР сделали "Победу".

По его мнению, с понимания этого момента и начинается настоящий патриотизм. Тот самый, который нужно воспитывать в каждом гражданине страны. Тот, который воспитывается не громкими лозунгами, а знанием истории, памятью о ее событиях.

Еще у Черепанова есть давняя мечта. Несколько лет он вынашивает проект "Технического музея". Идея заключается в создании краевого музея, где были бы представлены различная техника и транспорт. Дело тормозится из-за отсутствия подходящей площадки.

И вот нынче, когда решено отдать под музейные экспозиции Завод имени Шпагина, он снова было воспрянул духом, примерив к этой площадке свои ретроавтомобили. Ядром притяжения нового музея могла бы стать железнодорожная историческая экспозиция. Ведь именно здесь были построены три легендарных паровоза-бронепоезда — "Пермский рабочий", "Щорс" и "Котовский". И главное, что исторические архитектурные образы и экспонаты заводской площадки практически готовы.

Но администрация пока молчит. Впрочем, есть надежда, что усилия энтузиастов рано или поздно принесут нужные плоды и Прикамье обретет интересный новый музей.

А пока владельцы ретроавтомобилей готовятся к еще одному автопробегу. В конце августа автомобилисты совершат путешествие на север Пермского края.

Кстати

Как свидетельствуют участники ретропробега, дороги в крае сейчас стали намного лучше. Поэтому нынче в мероприятии участвовало уже 40 автомобилей, значительно больше, чем раньше. Изменилась ситуация и с придорожными удобствами. Сейчас по пути много заправок и кафе, где можно не только перекусить на скорую руку, но и полноценно и вкусно поесть.

Общество История Общество Филиалы РГ Пермский край ПФО Пермский край

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.