Белье, патефоны, конституция… Чем торговали в поезде-универмаге 1930-х

Белье, патефоны, конституция... Чем торговали в поезде-универмаге 1930-х

В группе "Архивы Санкт-Петербурга" Вконтакте были опубликованы документы о том, что в 1937 году по Кировской железной дороге между Петрозаводском и Мурманском курсировал поезд-универмаг.

20 вагонов с прилавками и витринами, заполненными промтоварами и продовольствием общей стоимостью 1,5 миллиона рублей. Так все необходимое должны были получить работники полевых станций и разъездов заполярных участков дороги.

Отмечалось, что поезд электрифицирован, а его штат "укомплектован лучшими работниками торговли в количестве 27 человек, из них 15 женщин, в том числе 3 члена ВКП/б/, 5 членов ВЛКСМ".

Уточнение важное, учитывая, что поезд был не только универмагом с "полным ассортиментом, включая горчицу, перец и др.", но и агитационным клубом.

Белье, патефоны, конституция... Чем торговали в поезде-универмаге 1930-х

Начальник Кировской дороги товарищ Девятов сообщал секретарю ЦК и Ленинградского областного комитета ВКП/б/ товарищу Жданову, что "во всех вагонах производится продажа книг "Положение о выборах в Верховный Совет СССР, Сталинская конституция". Кроме того, поезд-универмаг был оформлен лозунгами к ХХ годовщине Октябрьской революции.

Но спрос был, в основном, на промтовары, а по мере продвижения на север — еще и на овощи.

Такой состав-универмаг не был единственным в СССР. Хотя, возможно, он был самым большим.

— Иногда вагоны-магазины цепляли к пассажирским составам и там где время стоянки увеличено, организовывалась торговля. Либо составлялись отдельные поезда, как в этом случае. Думаю, цены там были, как и в обычных магазинах, — говорит историк железных дорог, автор путеводителя "Московская Окружная железная дорога" Юрий Егоров.

Белье, патефоны, конституция... Чем торговали в поезде-универмаге 1930-х

По его словам, на некоторых железных дорогах вагоны-магазины, возможно, существуют до сих пор.

— Кажется, где-то на Урале был такой вагон. Но, если не ошибасюсь, года два назад он перестал курсировать. Не исключено, до сих пор торговый вагон ходит по Кругобайкальской железной дороге. Сам не видел, но слышал о нем от местных жителей, когда был там, — рассказал Егоров.

В 1930-х торговые поезда были необходимы, так как в некоторые места можно было добраться только по железной дороге. Почти через век отдельные районы по-прежнему остаются труднодоступными и железная дорога, в том числе узкоколейная, единственный путь, связывающий с "большой землей". Как, например, поселок Поперечка в Архангельской области или некоторые населенные пункты на той же Кругобайкальской дороге, про которую говорят, что она словно "полка, выточенная в скале".

Белье, патефоны, конституция... Чем торговали в поезде-универмаге 1930-х

Как долго поезд-универмаг, украшенный агитационными лозунгами и снабженный изданиями сталинской конституции, курсировал на линии Петрозаводск — Мурманск, неизвестно. Андрей Жданов (которому и адресовано письмо начальника дороги), как и все ближайшие соратники Сталина, тем временем подписывал расстрельные списки, руководил чисткой Ленинграда, проводил репрессии в Оренбургской области и парторганизации Башкирии.

А после XVIII съезда партии в 1939-м стал главным идеологом страны.

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.