Журналисты СГ познакомились с белорусской диаспорой Прибайкалья

В Иркутской области проживают десятки тысяч белорусов. Они больше века назад поселились на сибирской земле. Они по сей день хранят традиции своего народа, передавая их из поколения в поколение. Особенно бережно к обычаям своих предков относятся в селе Тургеневка, где сейчас живут 550 белорусов. Здесь по-прежнему отмечают свои праздники, говорят на родном языке, поют национальные песни. Поэтому журналисты Союзного государства, приземлившись в международном аэропорту Иркутска, сразу отправились на двух автобусах в Тургеневку за 140 км.

Тургеневка родилась в 1909 году во время столыпинской реформы. Белорусский ходок Наум Гуревский прибыл в эти края и они ему понравились, о чем он,вернувшись, рассказал белорусам.

— Моим прапрадедам предложили освоить свободные сибирские земли, — рассказала иркутянка Вольга Гапанова. — Всего прибыло 300 человек — они добирались на поездах, на волах.

В Иркутском земстве предложили для освоения три уезда: Балаганский, Баяндаевский и Куйтунский. Возле Баяндая на выбор было предоставлено десять участков. Обживать их направились выходцы из Гродненской губернии Белоруссии. На новое место прибыло 64 человека с детьми. Семье выделяли по одному гектару. Перед ними стояла дремучая тайга. Белорусы вырубали лес, выкорчевывали пни, распахивали земли.

Первое время переселенцы жили в землянках. Так постепенно образовались первые улицы, похожие на белорусские. Через два года после переселения белорусы начали обучать своих детей грамоте. Сначала уроки велись в частных домах, затем была построена начальная школа, на которую Иркутск выделил 2600 рублей.

— Новое поселение назвали Тургеневкой, — рассказала сотрудница краеведческого музея Валентина Гуревская. — Согласно первой версии, село было названо в честь богатого бурята Тургэна. Именно он давал белорусам здесь землю. По другой версии, эта местность получила название в честь русского писателя Ивана Тургенева. Неподалеку есть Толстовка, Васильевск, где жили витебские белорусы.

Белорусы отличались любовью к порядку и труду. Поэтому в Тургеневке прямые улицы и проулки, а также полисадники перед домами.

Дома белорусы ставили прочные,некоторые сохранились и ныне. Один из них врос в землю прямо перед ДК. В домах низкие потолки,чтоб было тепло, русские печи, деревянные полы. В них до сих пор живут потомки первых переселенцев. Улицы — просторные, через каждые шесть домов — переулок. В палисадниках елка и рябина.

Из того скарба, что привезли с собой переселенцы, сохранились плетенки и коробы. Их плели из соломы и лозы.Также — старинные самовары, керосиновые пподвесные лампы, глиняная посуда. Белорусы сами шили обувь и одежду. В музее белорусской культуры Тургеневки сохранилось белорусское пальто, 1900-х годов, из овечьей шерсти.

Белорусы сеяли и обрабатывали лен. Но молодое поколение предпочло покупать уже готовое изделие. Исчезли из домов веретено и деревянные прялки. И сейчас в семьях только вышивают.

В 1930 году в Тургеневке образовался колхоз имени Чапаева.Долгие годы хозяйство было миллионером, имело множество грамот. Животноводы тургеневского колхоза были победителями соцсоревнования и вне очереди покупали машину, мотоцикл, награждались бесплатными путевками в санатории, на курорты в Польшу или Болгарию.

До 50-х годов белорусы сажали по гектару картофеля на семью.

В 2002 году колхоз был ликвидирован. Сейчас местные жители занимаются фермерством. И в округе пасется много коров.

В музее, созданном руками местных жителей, досконально воссоздан быт белорусов. Так, в горнице есть красный угол с иконой "Рождество Богоматери". Кровать застилали вышитым покрывалом с кружевной накидкой. Подушки тоже украшали накидками. Чем больше подушек, тем зажиточнее — семья.

— Зимними вечерами женщины занимались вышивкой, ткали ковры или дорожки. В домах стояли ткацкие станки, — рассказывает Валентина Гуревская. — Вдоль стен- лавки. На подоконниках — горшки с геранью. Полы комнат застилали ткаными половиками. В музее есть традиция: выпускной класс на последнем звонке преподносит музею экспонат — такой, которого там еще не было. Так в музей попали ручной сепаратор, телевизор 1969 года,радиола.

Чтобы дети не забывали родной язык, в школе проводили внекласный урок по белорусской речи.

Сохраняют белорусскую культуру юный фольклорный ансамбль "Рушничок", созданный педагогом местной школы Натальей Чушкевич, и народный хор "Варенiчки". Особенно в Тургеневке любят песни, что перешли от старожилов. По словам участника этно-клуба "Кривичи", члена Большого совета "Объединение белорусов мира "Бацькаўшчына" Олега Рудакова, белорусские песни — это баллады, в которых расcказывается вся жизнь.

С участниками пресс-тура Рудаков разучил белорусскую польку, которую на Купалье танцуют здесь всю ночь. А еще в Тургеневке справляют "Дажынкi" , "Дзяды", "Гуканьне вясны". На гуканье деревья украшаются разноцвеными лентами, бумажными птицами. В чей дом птицы прилетят, там будет достаток и счастье.

Среди национальных блюд, которыми славятся белорусы Тургеневки — драники, вареники, колбаса, "пальцем впиханная",клюква в меду. Часть рецептов переписана со слов старожилов Тургеневки.

В Тургеневке есть традиция: в воскресенье после домашних хлопот бабушки собирались у кого-нибудь на лавочке и начинали петь. Песни эти теперь бережно записаны на дисках, как и белорусские сказки.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях. ВКонтакте FacebookКомментарии

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.