В РПЦ дали оценку исследованиям Константинополя по украинскому вопросу

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» оценил с научной точки зрения историко-канонические исследования Константинопольского Патриархата по украинской проблеме.

В центре внимания оказался доклад викария Таллинской митрополии, клирика Эстонской апостольской Православной Церкви в составе Константинопольского Патриархата епископа Христупольского Макария (Гриниезакиса). Именно этот документ стал главным источником исторических сведений для Константинопольского патриархата.

Эксперты ожидали увидеть труд, который являлся бы "образцом научной компетентности" и демонстрировал бы глубокое знание фактического исторического материала. Но "знакомство с указанными публикациями заставляет задуматься о том, на каком шатком основании Константинопольская Патриархия пытается строить свою международную церковную политику", говорится в комментариях Церковно-научного центра (ЦНЦ).

Опираясь на неопровержимые исторические факты, ЦНЦ сумел опровергнуть представления епископа Макария об истории Русской Церкви, начиная с XI века.

Особое внимание эксперты уделили событиям, которые в 1448 году привели к установлению автокефалии Русской Церкви. Они категорически отвергли предположение о "неканоничном" избрании епископа Рязанского Ионы митрополитом Киевским и всея Руси.
Они напоминают, что Константинополь поставил на Киевскую кафедру "никак не связанного с митрополией грека Исидора", даже не согласовав эту кандидатуру с самой метрополией. На что Константинополю указал великий князь московский Василий II. Однако "верная церковно-каноническим правилам Москва приняла Исидора "с честью" и не оспаривала его назначение".

Однако Исидор, приняв на Ферраро-Флорентийском соборе унию с католиками, явился в Москву "как папский кардинал и легат". На первом же молебне в Успенском соборе Кремля он "помянул Римского папу Евгения как главу единой Церкви и устроил торжественное чтение буллы папы с изложением решений Ферраро-Флорентийского Собора", говорится в комментариях. Москвичи с этим не согласились, взяли митрополита Исидора под стражу и заключили в Чудов монастырь. Что с ним было делать дальше, должен был решать Константинопольский патриарх, но он сам был на стороне унии. Поэтому событий, в Москве приняли решение избрать Киевского митрополита без его участия. И "15 декабря 1448 года собор русских епископов, созванный князем Василием II, поставил епископа Рязанского Иону митрополитом Киевским и всея Руси".

Тенденциозность прослеживается и в так называемой "статистике", приведенной в докладе, согласно которой на Украине в 2017 году 44 процента верующих отнесли себя к прихожанам так называемого "Киевского патриархата", и лишь 18 процентов — к прихожанам Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Эксперты ЦНЦ обратили внимание на абсолютную нерелевантность таких цифр.

В ЦНЦ пришли к выводу, что доклад епископа Христупольского Макария — исключительно пропагандистский документ. "Знакомство с ним вызывает глубочайшее сожаление о том, что решения столь важного значения принимаются Константинопольским Патриархатом на основе материалов столь удручающе низкого научного качества", — заключили в церковно-научном центре "Православная энциклопедия".

Общество Религия

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.