Студенты должны научиться работать над бизнес-проектами

В приоритете у государства — переход от ресурсной углеводородной экономики к модели, основанной на инновациях.

Студенты должны научиться работать над бизнес-проектами

Согласно стратегии инновационного развития России до 2020 года, доля инновационной продукции в производстве должна увеличиться с 5 до 25-30 процентов, а вклад НИОКР в экономику планируется нарастить с 1 до 2,5-3 процентов ВВП. Чтобы добиться такого результата, нужно наращивать активность всех игроков инновационной экосистемы: от небольших частных компаний и стартаперов до госкорпораций и университетов. Главная проблема пока не в нехватке денег, а в неумении находить "неразведанные запасы" потенциальных проектов.

В сфере инноваций, как и в нефтедобывающей отрасли, есть свой "трубопровод" — пайплайн, так в венчурных фондах называют поток входящих проектов (стартапов). От "пропускной способности" этого трубопровода зависит в конечном итоге эффективность венчурного сектора экономики. Важнейший вопрос — это вопрос об источнике этого потока. Грубо говоря, если есть трубопровод, должна быть и скважина. Для появления инновационного проекта необходим интеллектуальный и предпринимательский ресурс. Где его взять? Во многих странах с развитой инновационной системой такой ресурс концентрируется в стенах университетов. Например, по данным аналитической компании PitchBook выпускники первой пятерки университетов США за последние 10 лет создали 3747 компаний и привлекли 72 миллиарда долларов инвестиций.

До 2020 года доля инновационной продукции в производстве должна увеличиться с 5 до 25-30 процентов

В российских университетах также есть значительные запасы интеллектуального сырья. Подтверждением этого являются, например, неизменные победы и призовые места наших студентов из ИТМО, МФТИ, МГТУ им. Баумана на мировых чемпионатах по программированию. Но это пока только залежи, чтобы наполнить ими пайплайн технологических проектов, нужно освоить в совершенстве "навыки бурения", т.е. технологического предпринимательства. С нашей точки зрения именно с этими навыками в российских университетах большие сложности.

До недавнего времени университеты не были вовлечены в обучение предпринимательству. Причина кроется в самой парадигме университетского образования. Вузы дают хорошие теоретические знания, а для того чтобы решиться открыть свое дело нужны компетенции проектной работы. Студенты даже ведущих университетов не умеют работать в команде, не знакомы с маркетинговыми инструментами, не умеют привлекать финансирование. Еще одна проблема — во всех университетах практически не используется работа в малых группах, а именно в этом формате рождаются будущие бизнесы.

К счастью, за последние несколько лет эта ситуация стала серьезно меняться. Вузы действуют по известному стартаперскому принципу fake it till you make it (можно перевести примерно как "сначала имитируешь, потом делаешь свое"). И это уже большой шаг вперед: крупные вузы создают бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий. Многие успешные технопарки работают в связке с университетами. Например, по такой модели функционирует Научный парк МГУ, Академпарк в Новосибирске, технопарк "Университетский" в Екатеринбурге.

Но самое главное — сразу несколько ведущих университетов за последние четыре года запустили магистратуры по технологическому предпринимательству: это и ФизТех, и ИТМО, и питерский Политех, и ведущие университеты Казани, Томска, Новосибирска.

Крупные вузы создают бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий

Эти усилия чрезвычайно важны. Но пока они касаются небольшого круга наиболее способных и мотивированных студентов. В магистратурах сложно обучать тысячи человек, поэтому пока речь идет о нескольких группах в нескольких наиболее продвинутых вузах. Массовое обучение навыкам технологического предпринимательства — вот что требуется для устойчивого наполнения пайплайна.

Для решения этой задачи РВК совместно с экспертами МГУ и ИТМО разработала учебный курс "Инновационная экономика и технологическое предпринимательство". Его целевая аудитория — студенты бакалавриата 3-4 курсов инженерных и естественно-научных специальностей. Курс читается в течение одного стандартного семестра в университете и полностью подготовлен для встраивания в учебный план. Он может быть интегрирован либо как факультатив, либо как обязательный предмет — например, вместо экономики. В нескольких вузах курс планируется к внедрению в качестве обязательной дисциплины. Безвозмездные лицензии на преподавание уже получили около 40 вузов. Наша цель на ближайшие три года — довести число вузов-операторов до 100, а обучающихся на курсе студентов до 50 тысяч в год.

В рамках программы студенты в меньшей степени слушают лекции и в большей работают в командах над реальными бизнес-проектами. Они научатся процессу разработки высокотехнологичных продуктов или услуг, организации деятельности в области трансфера технологий и лицензирования, формирования стартапа и реализации коммерческого НИОКР, смогут освоить методы формирования команды проекта, разработки плана мероприятий по выведению продукта на рынок.

Важнейший элемент успешности такой программы — компетентный преподаватель. Со студентами должна проводиться регулярная менторская работа. Очень важен отбор: все 44 участника обучающей программы для преподавателей университетов, которые внедряют курс, имели хотя бы минимальный опыт работы в бизнесе.

Обучение технологическому предпринимательству — одна из самых серьезных задач, стоящих перед системой высшего образования, и курсы технологического предпринимательства должны быть массовыми. Без этого элемента задача превращения нынешней трубопроводной экономики в экономику инновационного пайплайна вряд ли обретет свое решение.

Студенты должны научиться работать над бизнес-проектами Общество Образование

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.