Как выживают в современном мире школы с минимумом учеников

Кому нужны школы, в которых учеников можно пересчитать по пальцам иногда одной руки? Может показаться, что малокомплектные учебные заведения становятся реликтом в современном мире, но нет. Подробности — у корреспондентов «РГ».

Как выживают в современном мире школы с минимумом учеников

Школа на троих

Габриэла, Анхела и Дениса — единственные ученицы школы, расположенной в испанской деревушке Торресилья-де-ла-Абадеса. Если бы девочек было только две, учебное заведение закрыли бы еще в прошлом году, но, согласно местному законодательству, трех учеников достаточно для того, чтобы школа продолжала функционировать. Правда, для этого администрации пришлось обращаться за специальным разрешением к вышестоящему начальству. При этом особо подчеркивалось, что в следующем году учеников будет больше: к занятиям присоединятся еще два ребенка — младшие брат и сестра двух нынешних учениц.

Формально школа в Торресилья-де-ла-Абадеса — часть более крупного образовательного учреждения. В него входит еще одна школа, расположенная в местечке Торрелобатон, там 17 учеников. Когда-то в этих двух заведениях учились дети из семи близлежащих населенных пунктов, но в последние годы большинство сельских жителей перебрались в города, и в деревнях практически не осталось даже взрослых, что уж говорить о детях. Впрочем, есть в этой ситуации и положительные стороны. Занятия в школе начинаются в 10 утра, и нет никакой нужды приходить заранее. Три ученицы умещаются за одним столом, и учительница имеет возможность объяснять материал столько раз, сколько нужно для его усвоения. К тому же урок может закончиться где-нибудь на смотровой площадке или в парке, в этом плане преподавательский состав никак не ограничен. Точнее, вполне конкретная учительница — Лаура Велисия, которая ведет практически все уроки — от литературы до биологии. Еще несколько ее коллег работают сразу на две школы.

В Испании таких школ — с тремя учениками — всего пять, и все они расположены в регионе Кастилия и Леон. Если же взять провинцию Вальядолид, где находится Торресилья-де-ла-Абадеса, то в ней насчитывается аж 16 заведений, в которых учатся менее десяти детей.

Педагоги и педанты

Проблема удаленности некоторых населенных пунктов стоит в Великобритании крайне остро. Некоторые острова Британского архипелага очень маленькие, и на них живет уж слишком мало людей. Однако это не отменяет английской педантичности: право на образование есть у каждого.

Отток сельского населения в города стал вызовом для деревенских школ

Исключением не стала и 12-летняя Тейгн Скотт, которая на протяжении двух лет училась в гордом одиночестве. Три раза в неделю к ней прилетала учительница с соседнего острова, а еще два дня девочка посещала начальную школу в округе. Тейгн живет на самом северном из Оркнейских островов — Норт-Роналдсей, где у ее семьи всего 50 соседей. Еще десять лет назад там проживали около 130 человек, тогда в учебном заведении числились 17 учеников. Однако теперь "храм знаний", куда ходила Тейгн, и вовсе пришлось закрыть. Единственный учебный класс простаивает в ожидании новых маленьких гостей.

Сегодня девочка посещает гимназию на другом острове. До нового места учебы не так просто добраться: для нее организованы 20-минутные перелеты. Юная леди улетает в интернат в понедельник и возвращается на свой родной островок в пятницу вечером. Сейчас первое место в списке самых маленьких учебных заведений Соединенного Королевства заняла школа в деревне Миксберн в графстве Камбрия. Там учатся всего пять подростков, у которых только одна учительница — Хейли Диксон. В населенном пункте, расположенном в живописной долине Иден, остро стоит проблема стареющего населения. Из 117 ее жителей только 5 — школьного возраста. Оно и понятно: все больше британцев старается перебраться в большие города, потому и школа в Миксберне совсем скоро может перейти на "режим ожидания" новых учеников.

История в духе аниме

В Японии значительная часть государственных школ находится на грани закрытия. Речь идет об учебных заведениях, расположенных в сельской местности. Население уезжает из маленьких деревень в города, и иногда в населенном пункте остаются пять-семь, а порой лишь один-два школьника. Но пока есть хоть один ученик, ему создадут условия, чтобы он смог добираться в школу и назад домой.

Широко известна история про единственную школьницу, жившую на станции Камисиратаки в отдаленном углу малонаселенного острова Хоккайдо. Руководство железной дороги собиралось закрыть станцию, но когда узнали, что один пассажир там все же есть, поезд специально стал делать остановки на Камисиратаки два раза в день — в 7.04 утра и в 17.08, чтобы девушка могла ездить на учебу. После того, как она окончила школу в 2016 году, станцию закрыли.

От снижения численности сельского населения страдают в первую очередь начальные и средние школы (в начальной учатся в течение шести лет, в средней — три года). Есть еще старшая школа, она платная, и в нее идут те, кто планирует поступать в вуз.

На каждый район приходится одна школа каждой возрастной группы. Но из-за сокращения числа учеников в сельской местности власти вынуждены идти на различные ухищрения, чтобы обеспечить доступ к среднему образованию. Где-то проводятся эксперименты с онлайн-уроками, где-то объединяют несколько школ в одну.

Свобода, равенство, братство

Марк Ферреро, мэр небольшого поселка Аванж на северо-востоке Франции, возмущается: не исключено, что тамошняя начальная школа в будущем году прекратит свое существование. Дело в том, что сейчас там всего лишь 15 учеников, а по существующим в стране правилам их должно быть не менее 19.

Исчезновение школ в сельской местности — довольно распространенное явление во Франции. Причина простая: молодежь переезжает в города, и деревенских детишек в школьном возрасте становится все меньше. Если с 2011 по 2014 год убыль составила 10 тысяч человек, то с 2015 по 2018-й — 25 тысяч.

Нельзя сказать, что Париж не обеспокоен этой проблемой. Несколько лет назад министерство образования республики разработало программу для тех регионов, над которыми нависла угроза исчезновения сельских школ. В ней местным выборным властям было предложено сводить эти малочисленные учебные заведения в образовательные центры. При этом государство брало на себя обязательство не сокращать число преподавателей, что произошло бы в случае закрытия школы из-за радикального снижения количества учеников в той или иной местности.

Эта инициатива по-разному была воспринята сельчанами. Кое-где посчитали ее за наименьшее зло и подписали соответствующее соглашение. Но немало и тех, кто сопротивляется, настаивая на сохранении этих "очагов знаний" в прежнем качестве. Некоторые же пошли на уловки, как это сделал Арно Диаз, мэр деревушки Л’Оспитале-прэ-л’Андорр на юго-востоке Франции в Пиренеях. Обладая недюжинной энергией и пробивной силой, он смог добиться от регионального совета выделения средств на строительство резиденции для матерей-одиночек. Таким образом, как он полагает, ему удастся в ближайшее время увеличить число детишек на подведомственной ему административной территории и тем самым спасти местную школу.

Общество Образование

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.