Основная нагрузка от сохранения экспортной ж/д надбавки ляжет на угольщиков

Общие потери основных промышленных холдингов могут составить 253 млрд рублей, пишет «Ъ»

Основная нагрузка от сохранения до 2025 года экспортной надбавки к грузовым железнодорожным тарифам ляжет на угольщиков.

По расчетам пользователей ж/д транспорта, общие потери основных промышленных холдингов могут составить 253 млрд руб., пишет в четверг «Коммерсантъ» со ссылкой на осведомленный источник.

«Более половины суммы придется на угольную отрасль — 130 млрд руб. Но пострадают и экспортеры черных металлов (37 млрд руб.), производители удобрений (24 млрд руб.), экспортеры леса (19 млрд руб.), химикатов (более 12 млрд руб.) и зерна (10 млрд руб.), производители руд черных и цветных металлов (4 млрд и 1 млрд руб. соответственно), кокса (более 2 млрд руб.), компании цветной металлургии (1 млрд руб.)», — отмечает газета.

«По крупнейшим холдингам затраты распределятся так: «Сибирская угольная энергетическая компания» — 27 млрд руб., «Кузбассразрезуголь» — 20 млрд руб., «Сибирский деловой союз» — 17 млрд руб., Evraz — 16 млрд руб., «Сибантрацит» и «Уралхим» — по 8 млрд. руб., «Мечел» — 7 млрд руб., КТК и ММК — по 6 млрд руб.», — добавляет издание.

Как полагают участники рынка, вопрос сохранения экспортной надбавки к тарифу в 8% для всех грузов, кроме нефтепродуктов и алюминия, до 2025 г. будет поднят в четверг в ходе обсуждения у вице-премьера РФ Максима Акимова долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО «Российские железные дороги». Окончательное же решение может быть принято на совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, которое стоит в графике на 29 октября.

РЖД объявили о наличии в ДПР серьезного дефицита в начале октября, напоминает «Коммерсантъ». Монополия заявила, что часть дыры хочет закрыть за счет сохранения экспортной надбавки в 8%, которую исходно планировалось отменить с 2019 г. Сначала речь шла о продлении только на 2019 г., потом на 2019-2021 гг., а в итоге предлагается до 2025 г. В опубликованном проекте тарифного приказа Федеральной антимонопольной службы РФ надбавку предполагается закрепить, обнулив лишь для алюминия и нефтепродуктов и снизив до 5,4% для экспорта автомобилей.

Но этим расходы грузоотправителей не ограничатся. По словам одного из источников газеты, еще около 67 млрд руб. монополия планирует получить за счет повышения на 6% тарифа на порожний пробег. Ранее в качестве альтернативы предлагалась отмена специальных тарифных схем на порожний пробег вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Ее поддержала ФАС, но Совет потребителей «Российских железных дорог» не пришел к консенсусу. Представитель монополии пояснил изданию, что с антимонопольным ведомством «обсуждалось изменение уровня тарифа на порожний пробег для оптимизации последнего и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта».

Между тем, источник «Коммерсанта» в одном из промышленных холдингов отмечает, что финансовый результат РЖД улучшается год от года: чистая прибыль в январе-июне выросла на 21%, до 64,8 млрд руб., рентабельность по EBITDA достигла 25%. Рост целевой рентабельности в ДПР (до 32,7%) также свидетельствует об устойчивом финансовом положении компании. Это исключает необходимость продления экспортной надбавки, считает собеседник газеты. Тем более, что в долгосрочной программе развития указаны крупные дополнительные резервы — 880 млрд руб., которые монополия планирует сэкономить при смягчении требований законодательства о транспортной безопасности, но финансовая модель их не учитывает.

Другой источник издания подчеркнул, что Совет потребителей уже согласовал сохранение экспортной надбавки, но этим стоит ограничиться: 60-70 млрд руб. в семилетней перспективе на фоне 2 трлн руб. финансовой бреши, о которой говорят РЖД, и годовой выручке холдинга в 1,8 трлн руб. «выглядят не очень существенно».

По мнению одного из собеседников газеты, учитывая, что экспортная надбавка в основном падает на угольщиков, обременение отрасли выглядит избыточным. Возмущение экспортеров понятно, отметил другой источник издания, однако на плечи РЖД легли «майские указы» президента с высокими требованиями к развитию инфраструктуры без источников финансирования проектов.

Источник: www.interfax.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.