Как воруют пенсионные накопления

Как воруют пенсионные накопления

«Четыре года назад я решила перевести свои накопления из государственного Пенсионного фонда в негосударственный — ВТБ Пенсионный фонд. Договор о переводе средств был заключен 30 декабря 2015 года. Спустя некоторое время в справке, заказанной мной через личный кабинет на сайте ПФР, я увидела, что мои накопления находятся в другом НПФ — «Лукойл-Гарант», — рассказала моя коллега Татьяна Ефимова.

Детективная история, в которую попала не только она, но и тысячи будущих пенсионеров, повторяется как под копирку. «Выясняя, каким образом деньги ушли не туда, в телефонном разговоре с сотрудниками ПФР я узнала, что на следующий (!) день после подачи первого заявления я якобы подала другое — уже о переводе накоплений в «Лукойл-Гарант», — говорит коллега.

По действующему закону гражданину не возбраняется «передумать» и принять иное решение, отправив в Пенсионный фонд заявление, аннулирующее действие предыдущего. Этим-то и пользуются мошенники, «стряпая» такие фальшивые переводы. Откуда они берут личные данные граждан — отдельный разговор. Но факт остается фактом: уже много лет накопления граждан «гуляют» туда-сюда, из фонда в фонд. И чтобы вернуть их на «место», нужно приложить массу усилий.

Моя коллега пошла логичным путем: она добилась, чтобы «Лукойл-Гарант» прислал ей копию якобы ее заявления. И убедилась: оно фальшивое. «Подпись не моя, и даже мой адрес и мобильный телефон не соответствовали действительным», — рассказала Татьяна. Дальше она написала заявление в прокуратуру Москвы, потом в Генпрокуратуру, а те явно не торопятся отвечать.

Впрочем, единственный на сегодня действенный вариант — это добиваться возвращения своих средств через суд. Немало людей этот длинный и требующий адского терпения, затрат сил и времени путь уже прошли. Но happy end на самом деле празднуют не многие.

Москвичка Вера Кузьмина сейчас уже на конечном этапе «погони за накоплениями». А начиналось все примерно так же, как у моей коллеги. Два года назад, решив проверить свои данные на сайте госуслуг, она увидела, что ее накопления странным образом переместились из государственного Пенсионного фонда в негосударственный с многообещающим названием «Будущее». При этом никаких заявлений на перевод Вера не писала.

Обратившись в НПФ за объяснениями, Вера получила приглашение прийти на личную встречу в офис. А там сотрудники фонда… сделали ей интересное предложение: заплатить «отступные» — 70 тысяч рублей, при условии, что Вера не подаст в суд и оставит накопления у них. «Причем таких, как я, у «Будущего» было много, — говорит Вера. — У говоривших со мной лежала на столе тетрадка с фамилиями и суммами «отступных», и у многих, как я увидела, эти суммы были куда больше моей».

Вера, юрист по образованию, отказалась «дружить» с фондом-обманщиком. И начала собирать документы, чтобы обратиться в суд. Со всеми переписками, отписками и проволочками процесс занял 7-8 месяцев.

От НПФ Вера добилась копии договора (там, как у всех обманутых, стояла чужая подпись). От ПФР запросила якобы свое заявление на перевод средств, там тоже была чужая подпись, заверенная нотариусом из Московской области. Маленькое расследование показало: нотариус заявление не заверял, что письменно подтвердила Московская областная нотариальная палата. Все эти документы Вера приложила к исковому заявлению. Она говорит, что ей повезло. В Мещанском суде (иск подается в районе, где зарегистрирована организация-ответчик, в данном случае — НПФ «Будущее») дела, подобные Вериному, рассматриваются чуть ли не ежедневно. Судья, по ее словам, уже «набила руку». По иску Кузьминой решение в ее пользу было принято уже на втором заседании. А вот «собратьям» Веры по несчастью из других регионов приходилось приезжать в Москву по многу раз. «Думаю, у многих заканчивалось терпение, и они сходили с дистанции», — говорит Вера.

Решение суда было однозначным: в течение 30 дней фонд «Будущее» должен возвратить в ПФР на счет Веры всю сумму по иску, а также деньги, потраченные на услуги адвоката и государственную пошлину.

«Я сделала одну ошибку, — признается Вера. — Я не вписала в исковое заявление требование о возвращении инвестиционного дохода. И теперь, похоже, мне предстоит еще одна судебная тяжба».

Дело в том, что по действующему закону перевод накоплений из одного фонда в другой без потери инвестдохода возможен только один раз в пять лет. Если клиент решает перевести деньги раньше, этот доход он теряет (он остается в распоряжении покидаемого фонда). Такой порядок вводился вроде бы из лучших побуждений: он в какой-то мере гарантировал НПФ предсказуемость и стабильность финансовых поступлений от граждан. Но в итоге схема оказалась с подвохом: организуя мошеннические переводы, фонды элементарно «зарабатывали» из ничего, лишая клиентов дохода и присваивая эти суммы себе.

В случае с Верой вышло совсем интересно: когда ее накопления перекочевали в «Будущее», инвестдоход остался в ПФР. Но когда основная сумма накоплений вернется в государственный фонд по решению суда, инвестдоход к ней не прибавится. «Клиент должен доказать, что потерял средства», — такова суть пространного ответа, полученного Верой из ПФР.

Правда, когда материал уже был готов к печати, случилась неожиданность:Вере позвонили из ПФР и пообещали «решить» ее вопрос и вернуть инвестдоход в сентябре. Можно только гадать, почему фонд внезапно сменил гнев на милость. Возможно, потому, что проблемой заинтересовался президент, и с августа прокуратура начала активные проверки в НПФ.

«Но дело не только во мне. Если в ситуацию, подобную моей, попадают миллионы людей, значит, что-то не то с законом,- говорит Вера. — Поэтому я буду готовить новый иск, чтобы потом рассказать на своем примере, как можно отстоять свои права и вернуть свои средства».

Добавьте RG.RU 
в избранные источники News Комментарии

Источник: rg.ru

0

Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.